В мире заговорили о готовности новой администрации США создавать многополярный мир. И в то же время крупнейшая держава Запада выступила — притом неожиданно для своих союзников — инициатором мировой торговой войны, направив её острие против Китая.
Чем можно объяснить такую политику и каковы могут быть её последствия? Об этом идет речь в интервью, которое дал «СП» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«СП»: Владимир Леонидович, как можно совместить высказываемые ныне в Вашингтоне идеи о многополярном мире и новую тарифную политику?
— На первый взгляд, весьма трудно. Думаю, что новая команда в Белом доме и круги заокеанской элиты, которые способствовали победе республиканского кандидата, поняли, что США теряют свои позиции в ходе реализации либерального глобалистского проекта.
Этот проект уже давно, со времён Билла Клинтона и Барака Обамы, упорно продвигала демократическая партия. На мировой арене за последние два-три десятилетия выросли новые центры силы, готовые не просто составить конкуренцию Америке, но и лишить её статуса сильнейшего государства планеты.
Чтобы изменить неблагоприятный для Америки вектор мирового развития, в Белый дом допущен Дональд Трамп, уверенно победивший под лозунгом «Америка превыше всего». На эту установку ныне и направлена новая тарифная политика Белого дома, которая выдвинула в повестку дня торговую войну США с КНР.
«СП»: Торговая война началась ещё в первый приход Трампа в Белый дом…
— Совершенно верно. К 2017 году в Вашингтоне уже пришли к выводу, что Китай для них — главный соперник и противник, и сдерживание, торможение развития восточноазиатской державы, обладавшей к тому же ядерным оружием, стало основной целью американской политики.
Своё первое президентство Трамп, напомню, начал с введения пошлин на китайские товары. В Пекине ответили своими пошлинами. Но тогда противостояние не получило своего развития из-за СOVID-19.
«СП»: И как на этот раз основной соперник США отреагировал на экономическое давление?
— Более чем убедительно. Как отметила британская газета «Файнэншл таймс», Китай хорошо подготовился к торговой войне с США.
Совершенно очевидно, что во многом подготовиться к ней помогла реализация программы «Сделано в Китае — 2025». Она была запущена в 2015 году и ставила своей целью превратить Китай из производителя дешёвых низкотехнологичных товаров в глобального лидера в сфере высокотехнологичного производства.
План предусматривал замену зависимости Китая от импорта иностранных технологий своими собственными инновациями и создание национальных компаний, способных конкурировать как внутри страны, так и на мировом уровне.
Спустя 10 лет результаты этой программы впечатляют: Китай стал ведущей силой в мире в ключевых отраслях — от искусственного интеллекта до возобновляемой энергетики и транспорта.
И сегодня он вполне может обойтись и без американских товаров, и без американских технологий. Тем более что у него сохраняются хорошие связи с Евросоюзом с его внушительным технологическим потенциалом.
В конечном счёте Пекин ввёл 125-процентный налог на все американские товары, приостановил экспорт широкого спектра редкоземельных металлов. По признанию газеты «Нью-Йорк таймс», Пекин перекрыл поставки компонентов, которые имеют для США решающее значение в автомобильной и аэрокосмической промышленности, для компаний по производству полупроводников и вооружений.
КНР доминирует, например, в добыче гадолиния и диспрозия — соответственно 80 и 99 процентов мирового объёма. Блокировка поставок затруднит американской стороне развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и замедлит пополнение мобилизационных запасов боеприпасов.
«СП»: И как долго будет продолжаться эта торговая война?
— Прежде всего, хотел бы отметить, что в Вашингтоне явно рассчитывали на то, что Китай не захочет потерять Америку как своего крупнейшего покупателя, чтобы сохранить рост своей экономики. А посему ему придётся пойти на переговоры и согласиться на более выгодные торговые правила для Соединённых Штатов.
8 апреля Трамп в своей социальной сети Truth Social написал, что Китай пойдёт на уступки: «Китай хочет заключить сделку, очень хочет, но не знает, как начать. Мы ждём их звонка. Это произойдёт».
Но вышло иначе. Представитель министерства коммерции КНР Хэ Юнцянь на днях заявила: «В торговой войне нет победителей, и протекционизм — это путь в никуда. Если США станут настаивать на своём, Китай будет бороться до конца, мы никогда не потерпим чрезмерного давления и запугивания со стороны Соединённых Штатов и примем решительные меры для защиты своих законных прав».
«СП»: А не кажется ли вам, что исторически время «мира по-американски» закончилось, и шансов у США на возвращение на первое место в мире по промышленному производству нет?
— Администрация США стремится введением пошлин создать условия для проведения реиндустриализации. Но реалистично ли это? Экономика США находится уже в постиндустриальной стадии.
Ряд экспертов обоснованно указывают, что доля промышленного производства в ВВП США — это примерно одна пятая часть. Только около 20 процентов активного населения занято в промышленности.
Больше всего людей работает в сфере услуг и управления. Захотят ли они вновь массово пойти на заводы? Культура производственной деятельности в американском обществе в значительной мере утрачена. Две трети населения вообще не относится к числу активно занятых, это получатели всевозможной социальной помощи.
Надежды администрации США связаны, возможно, с широким и повсеместным внедрением робототехники, с информационными технологиями с элементами искусственного интеллекта, то есть со сферой, где американцы, надо признать, действительно преуспели.
Кое-кто считает, что тарифы для администрации США не реиндустриализационное мероприятие, а предвоенное. О реформе национальной системы подготовки трудовых ресурсов никто не вспоминает.
Отсюда делается вывод, что при введении пошлин речь идёт о преднамеренной изоляции США от мировой экономики в рамках приготовления к войне с Китаем, о неизбежности которой американские мозговые центры пишут уже несколько десятилетий.
«СП»: В США заметные коррективы вносятся также в военное планирование, в строительство вооружённых сил, их дислокацию…
— На днях глава Пентагона Пит Хегсет заявил, что Соединённые Штаты готовы к войне с КНР. Причём об этом он сказал, находясь с визитом на Филиппинах с целью укрепления военного союза с этим островным государством.
Стороны договорились, что США развернут здесь дополнительные передовые военные силы для совместной подготовки войск, повысят оперативную совместимость для высокотехнологичных операций и уделят приоритетное внимание военно-промышленному сотрудничеству.
После Филиппин Хегсет направился в Японию, где также призывал готовиться к военному противостоянию с Китаем. По итогам переговоров в Токио принят ряд решений, включая взаимное обязательство активизировать военное взаимодействие и увеличить присутствие формирований вооружённых сил двух стран в районе юго-западной цепи японских островов. Кроме того, Хегсет подтвердил, что США обязуются в случае необходимости защищать Японию, в том числе с помощью ядерного оружия.
И последнее. Пентагон разработал секретный документ под названием «Временное стратегическое руководство по национальной обороне», в котором вновь Китай назван «единственной серьёзной угрозой» для США. Так что у нынешней торговой войны есть и военный аспект.