В стране необходимо повышать эффективность строительной сферы и работы коммунальных служб. Иначе никаких денег в бюджете не хватит. С таким посылом, даже требованием, министр финансов Антон Силуанов обратился к участникам заседания президиума Госсовета по развитию инфраструктуры для жизни, которое провёл Владимир Путин.
На связи были премьер Мишустин, глава ЦБ Набиуллина, главный строитель России вице-премьер Марат Хуснуллин, менее главный, но не менее важный «домушник» Виталий Мутко (глава компании ДОМ. РФ) и др. Резкий спич «главбуха» Силуанова прозвучал ближе к концу — по итогам беседы. Бунт на корабле российской государственности?
Каждый год у нас меняют бордюры, текущий ремонт дорог идёт по цене капитального ремонта, траншею порой копают пять человек лопатами, экспрессивно перечислил министр свои претензии к стройсектору. Экономика должна быть экономной, как бы намекал он. Хотя Силуанов и не Леонид Ильич (Брежнев — автор тезиса), но даже он не смог больше молчать.
Проблема нон-стоп замены свежеуложенной плитки, асфальта и бордюров знакома многим, особенно в столице и крупных городах. С наступлением тепла (скоро опять!) прекрасное дорожное покрытие безжалостно вскрывается отбойными молотками лишь для того, чтобы к осени уложить новое, тоже прекрасное. Всё лето по району не пройти, ноги сломаешь.
Критики считают, что это делается не ради благоустройства, а с целью искусственного создания фронта работ, выполнив которые можно заработать. Логика в таком подозрении есть. Если в советское время тротуары спокойно выдерживали 10−15 лет без ремонта (древняя Аппиева дорога в Италии цела до сих пор), то почему сейчас срок годности год-два?
Кто именно зарабатывает на создании бытового дискомфорта гражданам доподлинно неизвестно. Но досужие сплетники в Сети почему-то уверены, что это аффилированные с чиновниками структуры. Этакий симбиоз бизнеса и бюрократии. Категорически утверждать такое невозможно — нужны доказательства. Никто и не утверждает.
(То же самое можно сказать и о дорогах. Тон, как обычно, задала столица. Ещё при строительстве МКАД нечистоплотные чиновники и подрядчики «зарабатывали» мильоны. Ходил даже слух, что ради этого дорожное полотно сузили на 10 сантиметров от проекта. О том, как это происходит сейчас в российской глубинке нередко пишет «СП»).
Но у московских властей есть свои аргументы. Недавно Сергей Собянин позволил себе пошутить: Москву постоянно перекапывают не потому что ищут клад, якобы зарытый Лужковым, а просто так устроена современная экономика. Вкладывая деньги в благоустройство, столица получает на выходе прибыль с туризма. Поэтому надо продолжать.
А вот раньше заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройств Петр Бирюков объяснял «раскопки» иначе: компании, которые схалтурили при проведении дорожных работ, мэрия заставляет исправлять брак за свой счёт. Правда, за прошедшие годы можно было не только всё исправить, но и заменить бракоделов.
Если переместиться в ещё более далёкое в прошлое, то необходимость замены асфальта на плитку оправдывалась заботой о здоровье горжан. Мол, в жару асфальт нагревается сильнее, чем воздух, и начинает выделять «целый букет» вредных веществ, схожих с выхлопами автомобилей. Плитка же гораздо полезнее асфальта.
Как видим, у мэрий любого уровня всегда находились аргументы, в пользу сохранения порочной, с точки зрения самих жителей, системы.
Видимо, зная об этом неизбывном антагонизме верхов и низов, некоторые наблюдатели восприняли спич Силуанова как выпад против Собянина, который тоже присутствовал: «Силуанов разнёс Собянина на глазах у Путина».
Конспирологическая версия о борьбе за влияние в присутствии президента, конечно, будоражит нервную систему публики (особенно весной), однако плохо бьётся с фактами. Силуанов много раз за карьеру очно и заочно пикировался с Собяниным из-за бюджетных денег. А сейчас не назвал ни имя, ни город, рассуждая вполне абстрактно. Так что вполне возможно, он имел в ввиду, например, Екатеринбург или Новосибирск. Да тот же Петербург!..
Из стенограммы же выступления министра финансов следует, что не меньше внимания, чем бордюрингу и дорогам, он уделил расходам на ипотечные программы. Если в 2022 году федеральный бюджет тратил на них 200 млрд, а в 2023-м — 300 млрд рублей, то сейчас, в связи с изменившимися условиями (взлёт ключевой ставки) — два триллиона. Триллиона!
Речь идёт о субсидировании бюджетом разницы между ценой и процентами для покупателя и реальными выплатами, которые получают за предоставленные кредиты банки. То есть эти два триллиона — это прибыль банковского сектора и никакого отношения к развитию строительной сферы не имеет (там всё чаще говорят о рассрочке).
Подчинённые главы ЦБ только что рассказали СМИ, что средний срок ипотеки в России соответствует рекордным 26−27 годам. Более половины выдаваемых сейчас ипотечных ссуд люди будут планово закрывать уже на пенсии. Если россиянин возьмет в кредит 10 млн под 30%, за весь срок он оплатит почти восемь квартир. А по себестоимости все 12. Нормально?
Если в других сферах экономики решения чиновников имеют такую же «эффективность», то никаких денег не напасешься покрывать такие провалы. Именно это, видимо, имел ввиду Силуанов, указав коллегам, что хватит уже просить и требовать от центра дополнительные ресурсы на те или иные программы, ценность которых порой небесспорна.
Вот только похвалить новоявленного «Прометея», борца за финансовую дисциплину, не очень-то получается. Карьера Силуанова на посту министра финансов длится уже почти полтора десятка лет. Публично поднимать острые темы, близкие и понятные простым людям, вроде транжирства средств на бордюринге, он мог бы и раньше, но не делал этого.
Так что же случилось? Кажется, всё дело в кризисном состоянии российских финансов.
Экстремальные расходы федерального бюджета последних лет на СВО и сопутствующие направления, сложности с доходами из-за проблем экономике, доставляемых западными санкциями, вероятно, привели к разбалансировке системы, или вот-вот приведут.
Косвенным признаком этого процесса может быть страшное признание Силуанова о полупустом ФНБ: «Что будет, если цены на нефть будут ниже нашего прогноза? Значит, будет чуть меньше пополняться наша финансовая подушка безопасности». По его прогнозу, к концу 2025 года ФНБ может быть пополнен на сумму меньше плановых 1,8 трлн рублей.
Растранжирили направо-налево финансовую кубышку, а собирать некому. Вот министр и нервничает, закатывает сцены на грани, уже не боясь никого из коллег чиновников, кроме президента. Ведь спрос за бюджет будет с него. Остальных оценивает с точки зрения их полезности для решения главной задачи. Транжиры бюджета теперь враги.
Частный случай низкой эффективности (эвфемизм от «много крадут»?) в строительной сфере напоминает об устройстве самой системы кормлений чиновников в РФ. Складывается впечатление, что страна поделена между большими и малыми важными людьми, имеющие карт-бланш на сбор административной ренты со своих мест. Как при феодализме.
Единственное, им нельзя зарываться, помнить поговорку «жадность фраера сгубила», двигать, по возможности, дело, слать наверх отчёты, не подставляться под критику населения и т. п. Такие кадры даже в случае полного провала во вверенной области не бросают, трудоустраивают на другие тёплые места и всё начинается с начала.
Где в этой схеме народ? Его нет. Вот почему бунт Силуанова хотя и вылился в публичную плоскость, к обновлению жизни отношения не имеет. Это часть разборок номенклатуры. По мере сжатия кормящей «поляны» разного рода скандалы, связанные с делёжкой скудеющего пирога, будут происходить всё чаще. Одни будут кусать других, пока не съедят.