Урок голодовки шахтёров Кузбасса: Жадных «хозяйчиков» должен на место ставить профсоюз
Голодовка, которую 12 горняков шахты «Инская» в Кузбассе объявили 21 октября из-за невыплаты зарплаты в течение четырёх месяцев почти немедленно принесла результат. Всему коллективу из 382 человек пообещали заплатить долги в сумме 46 млн рублей не позднее 28 октября.
«Так как на слово уже не верим, то попросили [переговорщиков от начальства] своё честное слово заверить письменно… Мы предупредили, что, если это очередной обман, тогда нас будет уже больше», — пригрозили шахтёры. Если на их банковских картах вовремя не окажется требуемых сумм, 29-го они продолжат голодать.
«Как можно ребёнку объяснить, что денег не дают? — вопрошал один из голодающих. — Кто-то в школе, кто-то в садике… А в ответ [начальство] улыбается и только обещает „сегодня-завтра“. Этими „завтраками“ уже…». Другой тоже пожаловался: «Ребёнок в училище учится, ему каждый день нужно 200 рублей на дорогу, а давать нечего».
Местом акции протеста бунтари назначили автостоянку около административного помещения «Инской», где были установлены две палатки. Там и расположились участники голодовки.
Редкое в трудное военное время событие закономерно привлекло внимание СМИ. По комментариям можно понять настрой людей: «Поддерживаем шахтеров! Даешь рабочий комитет и рабочий контроль!», «У них [шахтёров] есть права, которые буржуи обязаны исполнять».
«Отмазки» про «нету денег» горняки с негодованием отвергают. За полгода, знают они, шахта добыла 307 тысяч тонн угля. При этом чёрное золото продается в Китай по средней цене по 3700 рублей за тонну. Получается изрядная сумма — 1,136 млрд рублей, цитирует подсчёты работников тг-канал SREDA Kuzbass. Почему они не получают свои кровные?
Ранее прошло собрание трудового коллектива, где помимо шахтёров присутствовали собственник предприятия Денис Немыкин, директор Роман Фидлер, представители местных Минугля и Минтруда, Ростехнадзора и МЧС. Видимо, официальные инстанции не были убедительны, раз люди были вынуждены пойти на крайние меры.
Солировал на собрании хозяин шахты «Инская». Он утверждает, что спас предприятие от многомиллиардных долгов, что шахтёры никогда не получали таких больших зарплат по полторы сотни тысяч рублей и вообще слишком многого хотят. А вина лежит на местных журналистах.
Уж не таких ли Владимир Ленин припечатал едким словом «хозяйчики»?
По словам Немыкина, шахта для безубыточной работы ежемесячно должна добывать более 92 тысяч тонн угля, а добывает в среднем по 90 тысяч тонн. Собственник предприятия призвал горняков добыть около 300 тысяч тонн угля, который ещё остался в лаве, чтобы суметь расплатиться хотя бы с частью долгов.
При этом он признал, что «не обеспечил штат, комплектность и ремонтный фонд». Поэтому когда директор обратил внимание собственника, что «доесть» оставшийся уголь сложно и опасно для жизни из-за износа оборудования, горняки его поддержали, обвинив начальство в том, что их «толкают в аварийную шахту на верную гибель».
Безопасность угледобычи — всегда была больным вопросом. Тем более на Кузбассе, где на шахте «Листвяжная» в ноябре 2021-го погиб 51 человек («СП» писала о том, как шахтеры оплачивают жизнями прибыли олигархов, а их семьи, не имея угля, замерзают зимой). Тогда губернатора региона Цивилёва вразумлял лично Владимир Путин.
Возможно, по этой причине Минэнерго (Цивилёв теперь его глава), ведающее угольной отраслью на федеральном уровне, поторопилось взять на контроль ситуацию на шахте «Инская» и истребовать у собственников гарантийное письмо о погашении задолженности в срок. Экс-губернатор Кузбасса боится, что президент разочаруется в назначении?
Это, кстати, не первый случай крупной задолженности по зарплате на «Инской». Однажды её работникам уже выплачивались долги более чем в 100 млн рублей. Также прокуратура выносила руководству шахты 10 представлений об устранении нарушений, были возбуждены восемь административных дел.
Возможно, следует присмотреться к собственникам, как это делают сейчас на оборонных заводах. Первые признаки системных изменений уже заметны. По данным СМИ, владеющий 25% шахты «Инская» Александр Мохов через какое-то время должен стать единственным собственником предприятия.
Так или иначе, «кинуть» шахтёров теперь будет затруднительно. Расследование дела, возбужденного по поводу невыплаты зарплаты (ч.2 ст. 145.1 УК РФ) на шахте «Инская» поставлено на контроль в центральном аппарате Следственного комитета РФ.
Доклад главы управления СК по Кузбассу будет направлен главе ведомства Александру Бастрыкину.
— Ответственность работодателя согласно УК РФ наступает только в случае преднамеренной невыплаты зарплаты работникам.
Когда возможность была, но деньги специально не выплачивались, — уточнил в беседе с «СП» руководитель правого департамента Конфедерации труда России Олег Бабич. — Плюс, вместе с выплатой задолженности Трудовой кодекс обязывает работодателя выплатить работнику ещё и финансовую компенсацию за задержку.
«СП»: Попробуй такое докажи. Правы шахтёры «Инской», решившие пойти на голодовку из-за четырёхмесячной задержки…
— Согласно ст. 142 Трудового Кодекса РФ в случае невыплаты зарплаты в течение 15 дней и более работники могут написать заявление и приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Когда они этим своим правом пользуются, это помогает.
Грамотно пользоваться своими законными правами шахтёрам поможет профсоюз, уверен первый зампред Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Рубен Бадалов.
— Ссылаться на проблемы со сбытом угля, на цену угля здесь не нужно. Это всё не то. Люди не могут работать без зарплаты.
На том предприятии сначала уничтожили, выдавили оттуда профсоюз. Потом работодатель, думая, что он сам всё может решить, довёл людей до голодовки, до ручки. У нас же частный бизнес, который считает, что может творить, что захочет.
Теперь беда, ситуация критическая, которую нужно решать, чтобы это не распространилось на другие предприятия. Я всегда говорил, что спасёт шахту сильный профсоюз.