Память Беслана в Нижнем почтили «захватом заложников». Дойдет очередь и до «Крокуса»?

В Нижнем Новгороде (и не только) не утихают споры вокруг «исторической реконструкции» на городском фестивале единоборств трагических событий в Беслане, где 20 лет назад в результате захвата террористами школы № 1 погибли более 300 человек, из которых 186 — дети.

Ежегодный спортивный фестиваль, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом, проходил в субботу, 14 сентября, в нижегородском Парке Победы на Гребном канале. По сообщению местных информагентств, гостям обещали турнир по киберкарате в VR-очках, кучу воздушных шаров, солдатскую кашу и чай, а также «насыщенную феерическую шоу-программу».

Однако никто не ожидал, что частью этой программы станет инсценировка с захватом заложников.

Нижегородские сетевые ресурсы так описывают произошедшее: в какой-то момент пространство вокруг сцены наполнилось дымом, загремели выстрелы, и люди в масках в военной форме с автоматами в руках стали сгонять группу школьников на сцену. Ведущий в это время рассказывал, как 20 лет назад террористы отбирали у детей телефоны и минировали школу.

Разумеется, оружие было ненастоящим, выстрелы — холостыми, а «боевики» и их «жертвы» лишь играли свои роли. Но, по словам очевидцев, все выглядело настолько реалистично, что те, кто не знал, что это постановка, мог принять всё за настоящий захват заложников. Многие маленькие дети, как говорят, были напуганы до слез. Но были и те, кто никаких негативных эмоций от увиденного не испытал.

«Было интересно, зрелищно, — вспоминает житель Дзержинска Алексей. — Жаль, что потом по соцсетям стало расползаться видео, в котором говорилось, что якобы кто-то там напугался и чуть не плакал от страха. Ерунда полная!»

Реконструкцию, как выяснил NN.RU, организовал Фонд реабилитации ветеранов боевых действий «Ратник».

По просьбе журналистов, его председатель Михаил Тараканов разъяснил, что сейчас такое время, когда «нужно быть ко всему готовыми и ничего не пугаться». При этом он отметил, что зрители восприняли действие «с большим интересом», «никто не напугался». Что касается участников представления, то они являются воспитанниками федераций единоборств. Им больше 12 лет, и свои роли в реконструкции они исполняли добровольно.

«Такая постановка — элемент воспитательной, психологической подготовки. А самое главное — сохранение памяти о погибших в бесланском теракте, — воинах, которые защищали детей, мирных жителях, — заявил Тараканов.

Между тем, не все нижегородцы оценили задумку организаторов. Очень многие посчитали реконструкцию страшного теракта в Беслане плохой идеей, глумлением над памятью жертв.

К слову, похожий спектакль с нападением «террористов» два года назад обернулся крупным скандалом в одной из школ Кабардино-Балкарии.

К проведению очередных учений по антитеррору педагоги тогда тоже подошли с фантазией: переодели охранника, учителя ОБЖ и ученика 9 класса в камуфлированную форму, дали им учебное оружие и предложили разыграть «захват» заложников. Видео, на котором «боевики», ворвавшись в класс, орали на детей, приказывали сложить руки за голову и лечь на пол, потом появилось сразу в нескольких телеграм-каналах.

Согласно данным тг-канала Mash, учителя заявили, что сценарий учений якобы был согласован с родителями. Однако местные жители были возмущены таким ужасающим действием. И дело в результате дошло до прокурорской проверки.

Насколько все-таки допустимы подобные методы исторической реконструкции, можно ли делать шоу из трагедий, подобных теракту в Беслане?

Этот вопрос «СП» адресовала сценаристу и кинорежиссеру, декану факультета медиакоммуникаций Московского государственного института культуры Юрию Коту:

— Подобные, скажем так, флешмобы или инсталляции, которые организовываются с желанием привлечь внимание публики или вызвать определенные эмоциональные состояния, со стороны организаторов должны все-таки серьезно взвешиваться. И если стоит выбор, делать или не делать, наверное, надо все-таки рекомендовать — не делать.

«СП»: Почему?

— Потому что мы сегодня находимся в очень тяжелом положении. Ведь украинские нацисты, если не родных и близких, то знакомых нам людей преследуют и убивают. И с ними дерутся наши бойцы.

Поэтому такие вещи, они и так нам близки. Это все равно что трагедию в «Крокусе» разыграли бы в подобной манере.

А, на мой взгляд, очень корректно и правильно эту задачу решил российский режиссер Игорь Копылов в своем фильме «Золотая бронза», который как раз посвящен трагедии в Беслане.

Там вы не увидите крови, не увидите взрывов — ничего этого там нет. Картина рассказывает о реальных детях, переживших эту страшную трагедию, выживших, и о том, как сложились их судьбы потом. Это хороший, честный художественный фильм, в котором действительно правильным языком киноискусства рассказано о той боли, которую испытывают наши люди до сих пор.

Поэтому здесь хочется все-таки обратить внимание организаторов подобных исторических реконструкций на ответственность перед обществом и перед людьми. Если вы хотите тем или иным образом повлиять на эмоциональное состояние зрителя, надо выбирать какие-то другие изобразительные средства.

Сама же бесланская трагедия, она, безусловно, кровоточит в сердце каждого из нас. Беслан навсегда останется незаживающей раной в памяти страны, как «Норд-Ост», «Крокус» и все, что происходит сейчас на Украине с русскими людьми.

«СП»: А дети должны знать, что такое терроризм и как это выглядит на примере?

— Обязательно. Обязательно дети должны знать, что такое терроризм. Просто потому, что рано или поздно все мы, каждый из нас рискует оказаться в эпицентре подобных событий, учитывая токсичность отношения к нам со стороны архитекторов этого самого терроризма.

Прежде всего, коллективного Запада, который воспитывает целые террористические государства на примере той же Украины. Смысл их существования — это проведение террористической войны на территории России по отношению к русским людям.

Причем для них неважно, грузин ты, лакец, эстонец, белорус, малоросс или великоросс, для них все мы русские. И поэтому каждый из нас находится под прицелом.

Детям об этом непременно рассказывать надо. Только не тупо, не кондово, не глупо, с какими-то схемами бестелесными и безжизненными, а просто описывать ситуации. Есть масса замечательных фильмов по этому поводу.

Я, например, на первом занятии со своими студентами в Московском государственном институте культуры всегда объясняю им, что делать в случае террористической угрозы. И они знают, что есть пять обязательных первых шагов: закрыть дверь, забаррикадировать ее, спрятаться под парты, выключить звук телефона и тихонько набирать «112», вызывать службу спасения.

То есть, все это знают, все это помнят. Но это должно быть просто на уровне рефлексов в каждом нашем человеке, в каждом ребенке.

Источник