Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как зрителей пустят в зрительный зал и — совсем немного — в мир закулисья, куда обычных посетителей театра не пускают, звучит одно важное базовое правило: по ту сторону рампы — опасно все. Вежливо просят ничего не трогать, потому что любой элемент сцены может повернуться, провалиться, сложиться пополам в зависимости от того, как решили режиссер и сценограф.

На сцене уже монтируют декорации к послезавтрашнему спектаклю — «Страстям по Бумбарашу» Театра Олега Табакова. Постановки ТОТа в этом сезоне сыграют, в том числе, и на сцене «Современника». Пока со сцены «подмигивает» число 1914 (элемент сценографии Александра Боровского), Елена Николаевна Волкова объясняет, что зрительный зал «Современника» тоже со своей историей: в 2018 году его, как и все здание на Чистопрудном, отреставрировали. Уменьшилось количество мест для зрителей, но кресла стали гораздо удобнее, чем раньше. На сцене обновили подъемные механизмы, изготовили накладной поворотный круг — он используется в спектакле «Три сестры», поставленном Галиной Волчек за десять лет до завершения реконструкции.

В актерском фойе за сценой зрителей встречает Татьяна Корецкая — ее в театр принимала легендарная Галина Волчек. Татьяна рассказывает: на прослушиваниях читала за Марью Антоновну из «Ревизора», а первую роль…

— Я играла Принцессу. Это был детский спектакль «Дороже жемчуга и Злата».

Сейчас Татьяна Корецкая играет в спектаклях «Три товарища», «Театр», «203–205». По словам коллег, актриса невероятным образом ввелась в спектакль «Мещане»: ей удалось выучить одну из центральных ролей — роль Акулины Ивановны — за несколько дней до премьеры.

О работе гримерного цеха рассказывает заведующая мужским гримерным отделением. Анна Давыдова  встречает посетителей у небольшого столика на котором разложены загадочные коробочки, щипцы пыточного вида («марсели»), чей-то смутно знакомый бюст, оторванные (простите — накладные) уши, несколько париков и палетки с разноцветным гримом. 

Разгадки пугающих тайн гримерного цеха на словах оказываются просты: «марсели» используют для того, чтобы завивать усы и бороды, бутафорская голова используется в спектакле Гарика Сукачева «САШАШИШИН» (кстати, лауреат Театральной премии «МК»), а коробочки, как и загадочные эскизы, остаются в наследство от легендарного Игоря Кваши. Для спектакля «Вишневый сад», в котором Игорь Владимирович играл Гаева, он попросил сделать ему накладные усы и бороду, ровно такие, как на эскизе.

Волосы для накладных усов и бороды вручную нашиты на тонкий английский тюль. Анна говорит, что эта ткань — самая невидимая и прозрачная даже среди современных аналогов. Усы и бороду прикрепляют на лицо специальным гримерским клеем. Тонкая работа по созданию «искусственной растительности» занимает от одного дня до двух недель ежедневной кропотливой работы в зависимости от сложности и «плотности» желаемого результата.

Мария Петрелли – заместитель заведующего художественно-постановочной части – показывает костюмы к первой постановке Римаса Туминаса в столице — «Играем… Шиллера». Сценическую версию трагедии «Мария Стюарт» литовский режиссер поставил на сцене Современника в 2000 году. Роль Елизаветы I исполнила Марина Неелова. Одно из ее платьев для спектакля весило около двадцати килограмм, и переодеться в него легендарная актриса была должна прямо во время спектакля. В золотой, расшитый жемчугом наряд костюмеры вшили пластиковый каркас, для того чтобы сделать королевский «образ» хоть немного легче.

Мария Петрелли рассказывает и о работе над образами для недавних премьер «Современника» — скажем, костюмы для спектакля «САШАШИШИН» шили, в том числе, и по советам «звездного» хореографа Егора Дружинина, который оценивал пригодность театральных туалетов к поставленным им в спектакле танцам. Тем не менее, чтобы костюмы не мешали актерам свободно двигаться, их приходилось неоднократно перешивать.

Экскурсия в «Современнике» знакомит посетителей с заманчивым миром театрального закулисья и порождает больше вопросов, чем ответов. Первый и самый важный – а что же будет с театром в новом сезоне? Остальные – немного шуточные: как свои называют помощников режиссера, стоящих прямо за сценой, как один человек успевает контролировать и свет, и звук на протяжении всего спектакля? А также какие секреты и музейные экспонаты хранят в цехах легендарного театра и как изготавливают накладные уши?  

И в конце концов, почему снег в столице пошел именно после того, как ночным посетителям театра показали искусственную снеговую машину в спектакле «Чудо святого Антония»?

Источник