Рулетка МВФ. Нашу экономику нашли «перегретой» и не способной к росту
В настоящее время российская экономика находится в состоянии перегрева, причем ее среднесрочные перспективы остаются не до конца понятными, заявил глава Европейского департамента Международного валютного фонда (МВФ) Альфред Каммер.
Несмотря на неопределенность перспектив, организация скорректировала оценку возможного роста российского ВВП по причине воздействия санкций. Каммер сообщил об этом на пресс-конференции в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне.
Кстати, в октябре фонд в своем прогнозе повысил ожидания роста экономики России до 3,6% в 2024 г. и несколько понизил их на 2025-й — до 1,3%. МВФ объяснил это замедлением частного потребления, а также уменьшением инвестиций на фоне смягчения условий на роста реальных доходов рынке труда. В 2026-м организация прогнозирует рост нашего ВВП на уровне 1,2% при инфляции в 4%.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников назвал пересмотр прогноза по российской экономике вполне предсказуемым. Представленные фондом цифры, по мнению министра, в духе западных институтов.
«Это повышение оценки на текущий год ввиду объективных результатов развития экономики РФ и заведомо пессимистический прогноз на следующий год», — заявил Решетников журналистам. «Оценки МВФ по 2025 году не учитывают реализацию мер проактивной политики, в том числе направленных на обеспечение экономики трудовыми ресурсами, капиталом и технологиями».
Надо сказать, Максим Решетников не впервые демонстрирует скепсис относительно прогнозов МВФ. Еще зимой 2024-го он заявил, что западные аналитики все меньше понимают, что происходит в экономике РФ, поскольку не учитывают значительную трансформацию процессов. «С нашей точки зрения, они все меньше понимают, что у нас происходит и насколько действительно внутренне крепка наша экономика. Потому что смотрят в зеркало заднего вида…»
Экономист Валентин Катасонов также рекомендует не принимать прогнозы МВФ близко к сердцу.
— МВФ пользуется открытыми источниками, официальной статистикой, когда готовит свои прогнозы. Информацию его специалисты берут с сайтов Росстата, Центробанка и других структур. Правда, следует заметить, что прогнозы фонда иногда имеют явный политический оттенок.
«СП»: В чем эта политизированность?
— Иногда они приукрашивают ситуацию в российской экономике, иногда наоборот. Все зависит от того, какие команды поступают от хозяев денег. Чего стоят данные в выборочных обзорах, в том числе и наших структур, о перегреве, загрузке производственных мощностей на 80 процентов. Но на сайте Росстата говорится о 60-процентной загрузке. Хотя даже 80-проценнтную загрузку нельзя признать полной. Такая, на уровне 100 процентов, загрузка мощностей была в Советском Союзе.
Чаще всего прогнозы МВФ или наших официальных структур не сбываются. Они могут заинтересовать разве что каких-то узких специалистов. По факту мы получаем что-то иное.
Доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков согласен с прогнозами МВФ лишь отчасти.
— Все-таки сегодня мы наблюдаем в стране серьезный экономический рост. Можно, конечно, согласиться, что имеются определенные ограничения по трудовым ресурсам и производственным мощностям. Однако в целом для нашей экономики эти два фактора не являются критичными, они вполне преодолимы. К тому же работают фундаментальные факторы экономического роста.
«СП»: Перегрев экономики есть?
— Он имеет место. Его пытаются снять, скажем, высокой банковской ставкой, которая, надо сказать, несколько ограничивает темпы экономического роста. Проявления этого перегрева, дефицит трудовых ресурсов, нехватка производственных мощностей и другие проблемы решаются в средне- и долгосрочной перспективе открытием новых предприятий, мигрантской рабочей силой, в которой мы пока нуждаемся. В целом, я считаю, экономисты МВФ преувеличивают значение проблем, которые они обозначили.
«СП»: Почему они это делают?
— Западные аналитики полагают, что раз экономика перегрета, то в следующем году темпы роста будут гораздо ниже, чем в текущем. С таким пессимистичным выводом согласиться трудно. Все-таки наша экономика адаптируется к возникающим трудностям, способна преодолевать их. Уверен, будут создаваться новые предприятия, производственные мощности, что позволит экономике развиваться гораздо быстрее, чем предполагает МВФ и другие международные финансовые организации.