Курящие россияне поднимают бюджет страны

Фото АГН «Москва»

Очередной статистический парадокс: по данным Минздрава, число курильщиков в России снижается, а прибыли табачного бизнеса, как ни странно, растут. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, сегодня (даже с учётом вейпов) дымят менее 19% россиян, а 15 лет назад их было вдвое больше. Тем не менее за шесть месяцев 2024 г. бизнес продал сигарет на 659 млрд рублей. Получается, каждый год табачный рынок прибавляет около 20%. Да и без статистики заметно, что покуривать граждане стали не от хорошей жизни.


Дым над водой

Объяснить этот парадокс статистическими кульбитами, «обманом оптики» вряд ли возможно. Тут налицо строгая последовательность: с высоких трибун фиксировалась одна тенденция, а в сухих цифрах отчётов – ровно противоположная.

Два года назад «АН» рассказывали, что Минздрав отчитался об оглушительном успехе антитабачной кампании: если в 2009 г. курили почти 40% взрослых, то сегодня – всего 20%. По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, народ побросал сигареты благодаря антитабачной политике государства, запретившего курить в общественных и на рабочих местах, в поездах дальнего следования, кафе, ресторанах, барах, гостиницах. А заодно власти в разы повысили акцизы на табак и запретили открытую выкладку табачных изделий в магазинах – и результат не заставил ждать. Эксперты тогда посмеивались: дескать, тенденция к бросанию отмечена в любой бывшей республике СССР – даже в тех, где никаких кампаний не проводили вовсе. Здоровье ведь не казённое, а люди стали больше следить за ним как раз потому, что не хотят попадать в учреждения Минздрава.

В августе 2024 г. вице-премьер Татьяна Голикова также нахваливала министерство, которое долгое время возглавляла: «Впервые о необходимости изменения образа жизни мы начали говорить ещё в рамках национального проекта «Здоровье». Когда мы начинали, потребление алкоголя составляло почти 14 литров на человека. Сейчас это чуть более 8 литров. Было широко распространено курение – почти 40% взрослого населения. Теперь – менее 19% с учётом вейпов».

То есть глупый народ лопал хлебобулочные изделия, макароны, сахар, экономил на овощах и фруктах, зато пил и курил всякую гадость, но открытие центров здоровья и проведение информационной кампании спасли ситуацию, однако даже эти меры дали ограниченный эффект: «Мы смогли частично лишь изменить отношение граждан к своему здоровью, сократить потребление алкоголя, табака, значительно, на 9%, сократить потребление хлеба».

После таких речей у читателя может создаться впечатление, будто Минздрав принёс свет в африканскую саванну. Но программные речи всегда показывают лишь часть картины. Как параллельно изменилось число медицинских учреждений в провинции благодаря программе «оптимизации», «АН» неоднократно рассказывали. Равно как и о свежей идее обучать работников «Почты России» навыкам оказания медпомощи. Вероятно, проводить антитабачную агитацию будут тоже они. И если обеспеченный горожанин и вправду стал уделять больше внимания своему здоровью, то в глубинке картина не столь однозначная. К тому же люди курят, как правило, находясь в курящей компании или стрессовой ситуации. А её, в частности, создают рост цен и политическая нестабильность.

Так или иначе, закурившие россияне приносят солидное пополнение бюджету, доходы которого от табачных акцизов выросли в 2022–2023 гг. с 665 до 724 млрд рублей. Возвращение сигарет простимулировала и странная фискальная политика. В частности, с января 2024 г. акциз на жидкости для электронных сигарет вырос на 110%. По словам директора Института развития предпринимательства и экономики Артура Гафарова, доля акциза в минимальной розничной цене электронных сигарет составляет 27, 6%, картриджей с никотиновой жидкостью – 33%, флаконов с никотиновой жидкостью – 59%. Из-за акцизов вейпы подорожали на 18% за год, а обычные сигареты – всего на 8%. Как следствие, частные наблюдатели фиксируют не снижение, а рост числа курящих.

Больница ждёт

Два года назад, согласно данным консалтинговой компании KPMG, на Россию приходилось 96% нелегального оборота сигарет стран Евразийского экономического союза. Недополученные из-за этого налоговые поступления оцениваются в 142, 4 млрд рублей, а россияне втянули в свои лёгкие 28, 5 млрд контрабандных сигарет.

Международная компания Madanes провела своё исследование – всё-таки она по-крупному занимается медицинским страхованием и надувать статистику заинтересована меньше всех. У неё получилось, что лишь каждый третий житель России никогда не курил, а 66, 7% участников рассказали, что курят сейчас или делали это ранее продолжительное время. К 35–44 годам бывших и действующих курильщиков насчитывается около 75%, и даже в предпенсионном возрасте дымят хотя бы время от времени около 67%. А прямо сейчас активными курильщиками являются 39, 8% россиян – как раз столько их было по статистике Минздрава на старте кампании.

Но это не значит, что реальных успехов нет. По словам главы Madanes в России Елены Солоповой, число курильщиков за последние годы в России действительно сильно снизилось, но оно по-прежнему очень велико. Доказана связь курения с 12 формами онкологических заболеваний, а в России как раз ужасно низок средний возраст ракового больного – 46 лет и 4 месяца. А лечиться ещё и не каждому по карману: на 1‑й и 2‑й стадиях курс терапии обойдётся в сумму около 500 тыс. рублей, а на 3-й и 4-й – уже в 2 миллиона. И это без поправки на нынешний рост цен и возможные перебои с поставками лекарств. Для многих россиян именно эти цифры являются поводом бросить, а вовсе не инициированные государством проблемы с приобретением «палочек здоровья».

По данным ВЦИОМ, бросить хотят 67% курящих россиян. Хотя, возможно, эти люди просто плохо понимают, что им нужно, раз продолжают курить годами, чувствуя в душе, что совершают моральное преступление. Это чувство вины – скорее всего, прямое следствие антитабачной информационной кампании, которая лишает граждан толики радости от этого занятия. Ведь лишь 47% россиян чувствуют какое-либо ухудшение физического состояния от курения (или которое они склонны связывать с курением) – на треть меньше, чем хотели бы бросить.

Порой эта ущербность способна принимать гипертрофированные формы. Американка Джоди Перкинс попросила власти своего родного городка в штате Айова посадить её в тюрьму. По словам женщины, она не видит другого способа бросить курить. Власти ей отказали: тюрьмы и так переполнены в два раза. Да и помещение в неволю – как раз верный способ закурить для тех, кто никогда этого раньше не делал. Но мисс Перкинс не успокоилась и уговорила родственников приковать её к трубе в ванной и давать только еду и питьё. Но те вскоре отказались, рассказали об этом местному репортёру, который сделал волевую женщину национальной «героиней дня». Мудрые психологи её спрашивали: мол, чего вам не курится, здоровье-то вас вроде не подводит? Оказалось, что мисс Перкинс беспокоит беспрецедентная кампания по дискриминации курильщиков, развёрнутая в Штатах: например, чтобы покурить на работе, она должна бегать в свою машину на парковке – по полкилометра туда и обратно.

В России многие респонденты тоже рассказывают социологам, что их смущают презрительные взгляды соотечественников, когда они пускают дымок на улице. Кого-то из курильщиков поедом едят члены семьи, особенно дети. Раньше в разгар застолья как раз некурящий человек чувствовал себя некомфортно, когда товарищи с весёлым смехом выходили подымить, а сегодня всё наоборот. При этом в России мало прижились психотерапевтические группы для «бросающих» – у нас принято справляться с соблазном в одиночку. Хотя книги Аллена Карра и других гуру жанра продаются хорошо.

Бывший бухгалтер Карр в течение 30 лет выкуривал по пять пачек сигарет в день. На пороге своего 50-летия он бросил и решил научить тому же весь мир. В настоящий момент его книги переведены на десятки языков и являются хитом книжного рынка. Гуру не повторяет избитых истин о вреде курения. Он убеждает читателя, что табачная индустрия попросту «разводит» людей, заставляя верить, будто вредный продукт приносит удовольствие. Удар пришёлся в самую точку: для современного человека нет ничего обиднее смутного подозрения, что он – лох. И сколько бы лоббисты табачных компаний ни говорили, что это Карр всех «развёл» и заработал на этом кучу денег, его идея уже 32 года работает в массах.

Впрочем, бросание вовсе не означает решения всех проблем. Некоторые мудрые врачи, видя 60-летнего пациента, который курит с 15 лет, тихонько советуют ему не бросать: «Не могу объяснить по-научному. Просто поверьте». Более того, в России стал более распространён редкий для СССР типаж, который покуривает 5–7 сигарет в день, если он на стрессе. А может вообще не курить по несколько дней. В Союзе не решались запретить курение в самолётах и поездах, не говоря уже о ресторанах – нарушение этих правил постоянно приводило бы к конфликтам. Сегодня 3% всех доходов федерального бюджета, оказывается, платят люди, которые не могут найти в этой стране укромного угла, чтобы пустить дымок, – даже на собственном балконе уже нельзя.

Кстати, число курящих в России поползло вверх заодно с ростом продаж водки, которые долгие годы снижались, особенно на фоне популярности вина и пива. В Минздраве, может, и волнуются по этому поводу, но поборники традиционных ценностей наверняка чувствуют гордость.

Источник