Недружественные сети: как убрать с полок продукцию антироссийских брендов
Nathalia-Rosa@unsplash.com
Ритейл, представляющий недружественные страны, стоит ограничить в торговле на рынке РФ, в том числе в продаже брендов из таких же стран. Подобный бизнес фактически зарабатывает в России, а реализует свои интересы и свою прибыль за рубежом – в том числе поддерживая Украину. Такую возможность нужно исключить.
Сегодня западные торговые сети, работающие в России, фактически выступают в роли Троянского коня. Работая на российской территории, они поддерживают антироссийские силы. Тем самым, недружественные страны переходят в конфликт не только политический, но и экономический: бизнес приносит туда деньги, заработанные именно в России. А расходуются эти миллионы в том числе и на поддержку украинских вооруженных формирований.
Покупаем «недружественное» — помогаем Украине?
Еще в прошлом году уже поднимался вопрос о том, что экономика России должна быть национально ориентированной. Как подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин, зарабатываемые бизнесом в России средства должны работать именно на российскую экономику. Отечественные предприятия вполне успешно занимают ниши, освободившиеся после ухода в 2022 году иностранных компаний. А вот в ритейле надо еще поработать над этой задачей. Как это сделать? Активно обсуждаются и законодательные инициативы. Например, депутат Виталий Милонов предложил создать условия, в которых распространение продукции недружественных брендов будет ограничено. Он предложил маркировать такой товар знаком «недружественная компания», «недружественный бренд», и даже «производитель, спонсирующий терроризм». Покупатель, по логике депутата, будет тем самым знать, что компания-производитель, работающая в России, при этом финансирует ВСУ. В частности, Милонов упоминает такие бренды, как Tikkurila, AkzoNobel (изготовитель красок Dulux, Hammerite), корпорация Mars, Avon, Pepsi.
Та же корпорация Mars GmbH, сообщил Милонов, уже потратила на поддержку Украины около $12 млн. Или, к примеру, Tikkurila (Финляндия) – компания ведет себя как в старом еврейском анекдоте – неоднократно шумно заявляла о своем уходе с российского рынка, и все же остается зарабатывать здесь. При этом компания сообщала, что на помощь ВСУ направила уже 250 млн евро. Одновременно Тikkurila и Akzonobel очень агрессивно рекламируют себя, и неудивительно что потребители так хорошо знают бренды продукции этих производителей. ФАС в такой рекламе не усматривает нарушения. А заработанные средства успешно уходят за рубеж. Кстати, буквально на днях Tikkurila (главный ее акционер – американская PPG) в очередной раз объявила, что якобы хочет уйти из РФ, а российские активы продать российскому менеджменту. Однако наблюдатели полагают, что компания просто пытается ввести в заблуждение рынки – как российский, так и зарубежный — выгораживая себя как компанию, подчиняющуюся решениям своих властей о необходимости выхода бизнеса из РФ, но на самом деле бренд остается работать и получать очень неплохие средства в России.
Однако проблема гораздо шире. Не в самих брендах, а в торговых сетях, работающих в России и эти бренды продающие. Ведь все исходит от ритейла. Благодаря рекламе покупатель приходит в магазин, делает выбор, оставляет здесь деньги. А часть цены брендов из недружественных стран, пусть и небольшая, превращается в отчисления на помощь Украине. То есть фактически торговые сети вынуждают российских потребителей отдавать часть собственных денег на поддержку ВСУ. С таким абсурдом законодатели предлагают бороться.
Корень проблемы – в зарубежных торговых сетях
При этом почти треть зарубежных брендов, которые так и не ушли с рынка РФ, представляют страны, которые ввели санкции в отношении России. Это и торговые сети в том числе. В частности, на российском рынке остались такие бренды как Globus, Selgros, Metro C & C, Auchan, «Атак», Leroy Merlin (последняя сменила имя на Лемана ПРО, но суть осталась та же). Почти 500 торговых объектов по всей России принадлежит именно таким «недружественным» торговым сетям. У перечисленных сетей – более 2000 поставщиков продукции. Масштабная работа, большие деньги. Не остающиеся в России, а уходящие на помощь украинской армии в том числе.
Что касается, к примеру, французской сети Leroy Merlin, то эта компания сама же сообщала о поддержке Украины, тем самым действуя против России. А сейчас, работая под российским именем, все равно торгует недружественными брендами. Но Франция с 2022 года очень активно поддерживает ВСУ. Вплоть до предложений предоставить Украине танки.
Другие ритейлеры сменили имена, но под новой вывеской скрывается та же продукция. Например, испанский холдинг Inditex Group (это бренды Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius) продал свой российский бизнес компании из ОАЭ. И эти магазины продолжили свою работу.
Есть и еще один важный момент. Дистрибьюторы, обеспечивая торговые сети товаром, дают на реализацию бренды, которые вкладываются в поддержку Украины. Тем самым поставщики товаров сами фактически становятся спонсорами ВСУ. Рассчитывая риски (которые ранее касались, в основном, проблем со сроками поставок или с качеством товара), поставщики, похоже, забывают об этой стороне вопроса. Кстати говоря, сейчас суды склонны и западные санкции признавать не форс-мажором, а предпринимательским риском, и это еще одна головная боль для дистрибьюторов. Ну а поставки товара от недружественных брендов могут сегодня стать рисками не только репутационными, но и юридическими, когда будут приняты законодательные меры.
Идеи законодателей – в том числе то же предложение депутатов о маркировке «недружественной продукции» — явно требуют расширения. Нужно работать не со следствием, а с причиной – то есть с самими торговыми сетями. Возможно, нужно пересмотреть сами правовые основания работы в России торговых сетей, представляющих, по сути, интересы недружественных стран. Обеспечить больше государственной поддержки отечественному ритейлу. И, конечно, защитить права и интересы конечного потребителя. Пока россияне – не по своей вине и не осознанно – фактически отдают свои рубли на финансирование антироссийских сил, покупая те самые «недружественные товары» в западных торговых сетях. Тут явно не хватает и просветительской работы, которая бы помогла покупателям разобраться в своих потребительских предпочтениях и привычках.
А пока западный бизнес явно сидит на двух стульях. Россия остается площадкой для заработка, а Запад – местом инвестиций и реализации заработанного, пытаясь удовлетворить растущие аппетиты Украины. Но должны ли жители России, сами того не осознавая, превращаться в жертву зарубежных торговых сетей и становиться финансовым источником «корма» для украинских вооруженных сил? Думается, с таким положением дел нужно бороться.