Объем рынка чистых технологий в ближайшие десять лет утроится и сравняется с текущим объемом рынка нефти, достигнув $2,1 трлн, считают в МЭА. Их крупнейшим производителем останется Китай

Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Объем рынка технологий для чистой энергетики в ближайшие десять лет вырастет в три раза, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА). По оценкам аналитиков, к 2035 году он составит $2,1 трлн, что эквивалентно средней стоимости рынка сырой нефти в последние годы.

Речь идет о шести ключевых технологиях, производство которых развито массово: солнечных панелях, ветровых установках, электромобилях, аккумуляторах, электролизерах и тепловых насосах. В МЭА считают, что с 2015 по 2023 год их рынок увеличился в четыре раза, достигнув $700 млрд. Это «около половины стоимости всего природного газа, произведенного в мире» в 2023 году.

МЭА рассчитывает объем рынка (его стоимость) как региональный спрос, умноженный на среднюю мировую цену технологии. Если этот показатель отражает стоимостную оценку всего потребления, то объем мировой торговли — только чистые торговые потоки между регионами. Таким образом, торговля меньше, чем объем рынка, поскольку регион может быть не только чистым экспортером или импортером данных видов продукции, но и производителем технологий для собственного потребления.

По оценкам МЭА, объем мировой торговли чистыми технологиями в настоящее время составляет примерно $200 млрд, то есть около 30% от общего мирового рынка. «Самым крупным сегментом является торговля электромобилями, которая с 2020 года удвоилась и в 2023 году составила примерно пятую часть от стоимости торговли всеми автомобилями. Cолнечная энергетика занимает второе место», — пишет агентство. Аналитики ожидают, что к 2035 году общий объем торговли экологически чистыми технологиями достигнет $575 млрд, «что примерно на 50% больше, чем текущая стоимость мировой торговли природным газом». 

Китай, как полагают в МЭА, останется крупнейшим мировым производителем технологий для чистой энергетики в обозримом будущем. По прогнозам, в 2035 году его экспорт чистых технологий превысит $340 млрд. Это «примерно эквивалентно прогнозируемому доходу от экспорта нефти в этом году Саудовской Аравии и ОАЭ, вместе взятых».

«Рост мирового рынка чистых технологий сопровождается рекордной волной инвестиций в их производство. Страны стремятся укрепить свою энергетическую безопасность, сохранить свое экономическое преимущество и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу», — пишут эксперты МЭА. Они отмечают, что основной объем таких инвестиций приходится на Китай, Европейский Союз, США, а в последнее время к ним присоединилась Индия. Только в 2023 году объем инвестиций в производство чистых технологий в мире вырос на 50%, достигнув $235 млрд. Этот рост представляет собой почти 10% от общего роста инвестиций во всю мировую экономику, утверждает МЭА. Четыре пятых объема было направлено на производство солнечных батарей и аккумуляторов.

«В ближайшие годы рост торговли товарами чистой энергии и снижение торговли ископаемым топливом могут укрепить энергетическую устойчивость», — утверждают в МЭА. К примеру, отмечает агентство, один контейнеровоз, загруженный солнечными фотоэлектрическими модулями, способен обеспечить потребителю возможность для выработки такого же количества электроэнергии, как 50 крупных танкеров СПГ или 100 крупных балкеров с углем. В связи с этим, считают в МЭА, большим потенциалом играть важную роль в экономике новой энергетики обладают страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки и за их пределами. «При наличии надежных стратегических партнерств, увеличении инвестиций и больших усилий по снижению высоких затрат на финансирование они могут реализовать этот потенциал», — заключают аналитики.

Как работает МЭА

Международное энергетическое агентство создано в 1974 году в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одной из ключевых фигур, выступавших за создание МЭА, был госсекретарь США Генри Киссинджер. Главным поводом послужил нефтяной кризис 1973–1974 годов, когда ряд арабских стран объявили о нефтяном эмбарго. В состав организации входит 31 страна. Организация выступает в защиту интересов стран — потребителей энергоресурсов.

В 2022 году страны — участницы соглашения об ограничении добычи нефти ОПЕК+ исключили данные МЭА из своих расчетов по нефтяной сделке. Вице-премьер Александр Новак объяснял, что это связано с необъективностью агентства и определенными установками при анализе рынка.

МЭА ранее в октябре в своем отчете заявило, что мир находится на пороге «новой эры электричества». Эксперты пояснили, что пик спроса на ископаемое топливо наступит к концу десятилетия, а избыток нефти и газа на рынке может стимулировать инвестиции в зеленую энергетику. Кроме того, в МЭА связали необходимость инвестиций для ускорения перехода к зеленой энергетике с высоким уровнем неопределенности в мире, в том числе из-за ситуаций на Ближнем Востоке и Украине.

В ОПЕК в ответ задались вопросом, занимается ли МЭА анализом или научной фантастикой. Там сообщили, что в мировой истории источники энергии существуют во взаимозависимых отношениях, поэтому говорить о конце эры нефти и переходу к эре электричества некорректно. К примеру, отметили в организации, несмотря на утверждения об оставшейся в прошлом эре угля, который в том числе используют для выработки электроэнергии, в 2023 году мировой спрос на него «вырос на 2,6% и достиг нового рекордного уровня в 8,7 млрд т». Примечательно, что эти данные ОПЕК взяла также в одном из отчетов МЭА.

Читайте РБК в Telegram.

Источник