Александр Чистяков: Солдаты устали от звёзд в окопах, они выспаться хотят, а не в клипах сниматься
Президентский фонд культурных инициатив выделяет достаточно серьёзные деньги для того, чтобы артисты могли посещать фронты СВО. Но при этом звёздных гостей там не очень много. Почему — «Свободной Прессе» рассказали писатели, которые практически «прописались» в Донбассе, хотя и работают в Москве.
— Нам идут деньги, которые выделяет президент, — рассказал «Свободной Прессе» председатель Русского литературного общества Александр Чистяков. — Но первые же опыты доставки звёзд в окопы показали, что это бойцам не нужно.
«СП»: Шульженко ездила во время Великой Отечественной. И для бойцов она была энергией подвига.
— Во-первых, при всём уважении к современным артистам, сейчас нет даже в помине, даже в проекте такой личности, как Клавдия Шульженко. Пусть артисты и актрисы меня простят. Нет никого из них, кто бы вырос сегодня до таких масштабов.
Теперь об окопах. Понятно, что я в них был, а зима на западных границах России в этом году не такая мягкая, как в Москве. Там шариковая ручка замерзала, поэтому я писал карандашом.
И вот заслуженные и народные артисты там были совсем ни к чему, как и паркетные генералы. Ну представь, что мужики вернулись с боевых позиций в ПВД (пункт временной дислокации, — «СП»). Им бы помыться, постирать форму, отоспаться, а тут приехала очередная звезда экрана и хочет снять клип про гастроли на передовой. И паркетный генерал рядом.
Да на фиг не нужны бойцам такие агитбригады, которые мешают отоспаться вдоволь.
«СП»: Александр, тем не менее вы деньги президента осваиваете, и в СВО ездите.
— Четыре раза в год посещаем. Но к бойцам заглядываем не с концертами, а чтобы пожать им руки.
А вот непосредственно грантовые деньги мы тратим не на то, чтобы мешать солдатам вести бой, а на работу со школьниками, которые учатся в новых регионах. Вот им нужны писатели и музыканты — не в окопах, и не на концертных площадках. А в обычном школьном классе. Чтобы вместе с учителем провести урок «Разговор о важном», — сказал Чистяков.
На этот раз уроки в школах Донбасса вели главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, киноактёр, сыгравший в наших фильмах всех возможных и невозможных супергероев из ВДВ — Александр Цуркан, и многие другие.
К разговорам с ними мы вернёмся ниже, а сейчас о пользе таких разговоров продолжает Александр Чистяков.
«СП»: Александр, а как вообще Донбассе дети учатся?
— На днях, когда я там был, по Донецку стреляли американскими ракетами Himars. Их сбивали, а обломки падали в школьный двор, где мы разговаривали с ребятами и девчатами.
Школьники настолько привыкли, что даже не обращают внимания ни на обстрелы, ни на падающие обломки.
А в общем видны большие изменения в жизни мирной части Донбасса. Восточнее Донецка практически исчезли военные блок-посты, дороги отремонтированы.
Еще одна характерная черта мирной жизни — везде, даже на рынке уже принимаются к оплате банковские карты, а то раньше перед поездкой приходилось затариваться наличкой.
Единственное отличие новых территорий от «старой» России — это роуминг мобильной связи. Как будто попадаешь за границу.
Российские операторы снимают дополнительные деньги, а на местные мобильные сети настроиться достаточно сложно.
«СП»: Много денег даёт Путин на культурную поддержку Донбасса?
— Их хватает, потому что большинство участников поддержки Донбасса и сами готовы, из своего кармана, добавить. Я же не трачу президентские деньги на билеты. Это мы сами всё покупаем. А деньги идут на полезные покупки.
Главный редактор «Литературной Газеты» Максим Замшев рассказал «Свободной Прессе» о роли легендарного издания в зоне СВО:
— Мы — всероссийское издание, поэтому по мере воссоединения с новыми территориями приходим в каждый регион.
Газета наша — писательская, соответственно, мы с писателями Донбасса в ежедневном контакте. Они нашу газету выписывают, и они же взялись быть нашими собственными корреспондентами, что очень важно.
В начале 2025 года мы решили сделать Донецк столицей всероссийской литературной премии «Гипертекст». Это — большая премия как по деньгам, так и с точки зрения престижа. Близка к Нобелевской, которая тоже была учреждена в России в своё время.