Мигранты раскололи каменный Урал: Челябинск лихо закручивает гайки, Екатеринбург присматривается
Минтруд предложил в полтора увеличить в 2025 году число квот для иностранных работников, прибывающих в Россию по визе — со 159,9 до 234,9 тыс. 94% этих квот предназначено для квалифицированных рабочих, необходимых в том числе для строительства газопровода «Сила Сибири» и газоперерабатывающего кластера в Усть-Луге.
Источник РБК уточнил, что чаще всего через этот механизм в страну привлекают специалистов из Китая, Турции, Сербии, Индии и Вьетнама
Все объяснимо — стране остро не хватает рабочих рук.
В то же время в России для мигрантов, в основном из стран ближнего зарубежья, вводятся ограничения трудовой деятельности. Что же это за ограничения? И чего хотят добиться региональные власти, которые должны осознавать дефицит кадров.
Свердловская область
Это единственный регион в Уральском федеральном округе, где таких ограничений для трудовых мигрантов пока нет.
Тема обсуждается, однако решений еще не принято. В Свердловской области ограничиваются тем, что усилили проверки мигрантов. Это отразилось на количестве депортированных. За 9 месяцев этого года из региона депортировано почти 3 тысячи мигрантов, что в разы больше, чем год назад.
Высылают главным образом граждан Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, признанных виновными в нарушении правил въезда и пребывания в России.
Челябинская область
На Южном Урале, который граничит с Казахстаном, действуют энергичнее. Помимо усиления рейдов по проверке соблюдения миграционного законодательства челябинцы еще взялись ограничивать саму возможность трудовой деятельности для переселенцев из ближнего зарубежья.
С начала года мигрантам в Челябинской области запретили водить маршрутки и такси.
Со второго полугодия список запретных видов деятельности для мигрантов резко расширился, добавилось еще 19 видов деятельности. В том числе ремонт компьютеров, работа ветеринаров, торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами, а также в принципе розничная торговля, страхование, бухгалтерия, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками и многое другое.
Александр Анисимов, член Общественной палаты Челябинской области, так прокомментировал ограничения: «Они должны быть гражданами Российской Федерации, иметь водительские права и необходимый стаж вождения. То есть просто так трудовой мигрант не может стать водителем маршрутного такси или автобуса: здесь решение абсолютно адекватное. Потому что хочется чувствовать себя в безопасности и разговаривать на одном языке. Причем здесь нет дискриминации по национальному признаку: требования одинаковы как для мигрантов из стран СНГ и Ближнего Востока, так и для мигрантов из Европы, Африки, Южной Америки и так далее».
Евгений Савченко, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по вопросам безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и реестровым казачеством, также одобрил усиление ограничений: «Губернатор и его полномочные представители обосновали принятое решение достаточно внятно — «установление запрета будет содействовать трудоустройству местных жителей, проживающих на территории Челябинской области и испытывающих трудности в поиске работы».
Интересно, что по мнению Сергея Шуплецова, зампредседателя регионального отделения «Русского культурного центра», новые ограничения помогут лучшему пониманию между мигрантами и местными жителями: «Сегодня каждый, кто приезжает в Россию для жизни и работы, наделен особыми возможностями, что создает четкое понимание, какой деятельностью он может заниматься, не создавая дискомфорта местному населению».
Тюменская область
В этом регионе постановлением губернатора, которое было принято в конце 2023 года, с 2024 года запретили мигрантам водить автобусы и такси, а также перевозить грузы.
При этом жители Тюменской области по данным на октябрь 2024 года считают в большинстве своем, что мигрантов в регионе все еще слишком много и что им не надо предоставлять рабочие места.
Однако власти областного центра, например, считают иначе и прогнозируют рост числа трудовых мигрантов.
Эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг», руководитель Высшей школы права Югорского университета Станислав Розенко говорит, что вводимые ограничения должны позволить снизить уровень преступности среди мигрантов, а также воздействовать на «серую» экономику. Поскольку там, где работают мигранты, часто не соблюдается законодательство либо мигранты просто не платят налоги.
Курганская область
Губернатор Курганской области в конце 2023 года тоже решил ограничить список разрешенных видов деятельности для трудовых мигрантов. Под запрет попали по аналогии с Челябинской и Тюменской областями работа в такси и в целом пассажирские перевозки, а помимо этого сфера образования, деятельность гостиниц и деятельность по трудоустройству и подбору персонала, производство детского питания и диетических продуктов. —
Депутат Госдумы Александр Ильтяков, избранный от Курганской области, ограничения поддержал: «Дело не в том, что люди другой национальности или из-за пренебрежения к кому-то. В данных сферах не должно быть временщиков.
Здесь речь идет об ответственности на позициях производства детского питания, общественного транспорта, гостиничного бизнеса. Должны быть люди ответственные, не те, кто пришли временно поработать. Это, по сути, общественная жизнь. Когда человек не понимает русского языка, ГОСТов, стандартов, о чем может идти речь?"
Югра
Власти Ханты-Мансийского округа тоже не отстают от регионов-соседей. В конце прошлого года глава региона Наталья Комарова запретила работать мигрантам в тех сферах, где параллельно вводили ограничения другие уральские губернаторы — такси и перевозки пассажиров в целом, производство детского питания и образования. Региональным новшеством можно считать запрет мигрантам торговать алкоголем и табачными изделиями.
Как в других регионах до этого не додумались?
В ХМАО с мая новый глава региона — Руслан Кухарук. И ему уже поступили предложения о дополнительных запретах для мигрантов. Так, координатор регионального отделения партии ЛДПР предлагает запретить мигрантам работать курьерами. Поскольку погоня работодателей за экономией средств (мигрантам-курьерам платят меньше, чем местным жителям) снижает уровень безопасности для населения. Уже были ЧП.
ЯНАО
Власти Ямало-Ненецкого округа пошли по пути минимальных ограничений, по аналогии с Тюменской областью. Губернатор Дмитрий Артюхов подписал постановление только в мае 2024 года. Мигрантам в этом регионе нельзя заниматься пассажирскими и грузовыми перевозками.
Есть данные, что из-за оттока мигрантов из сферы такси стали расти цены на услуги, а клиентам дольше приходится ждать приезда машин: «В „Яндексе“ цены поднимаются из-за того, что мигранты уходят. Нелегалов отлавливают. Они уезжают домой или переходят на другую работу. Сами пассажиры жалуются, что такси долго не вызвать, дефицит машин».
В уральских регионах в отношении ограничений на работу мигрантов возникло как бы два полюса. В Свердловской области, единственном регионе УрФО, таких ограничений пока нет.
Зато в Челябинской области ограничения введены самые широкие. И похоже, губернатор Алексей Текслер намерен эту работу не прекращать: «Мы будем ужесточать требования по всем направлениям: и по патентной работе, и по программе переселения соотечественников. Я могу заранее озвучить: по этой программе смогут к нам приезжать только те, у кого есть высшее образование, чтобы резко сократить поток. Раньше у нас в квалификационном требовании было просто наличие школьного образования».