«Формула прорыва»: Россия всегда побеждала, когда гналась не только за долларом
Санкционная война, которую Запад объявил России, в нашей истории — дело не новое. Впервые с масштабными официальными санкциями Россия столкнулась 105 лет назад. Члены Антанты, насторожившиеся после Октябрьской революции, попытались «обвалить» новую власть.
Ведущие западные державы не только объявили торговую и транспортную блокаду Советской России, но и принудили к этому нейтральные страны. Это оказалось достаточно болезненно для РСФСР, но республика выдержала и одержала несколько важных побед на фронтах Гражданской войны.
В свою очередь западные страны почувствовали нехватку товаров, которые они традиционно получали из России. В итоге полная блокада продержалась всего три месяца. Однако снимали ее поэтапно, растянув этот процесс почти на полтора десятилетия.
Несмотря на внешнее давление (а, может быть, даже благодаря ему), Советский Союз смог провести индустриализацию, создать мощную армию и превратиться в одну из мировых супердержав. Фонд Александра Печерского при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Российского общества «Знание» снял документальный сериал «Советские прорывы: вдохновение для будущего», который вышел на телеканале «Звезда».
Председатель правление Фонда, автор идеи и режиссер сериала Илья Васильев рассказал «Свободной Прессе» о том, как искал во время съемок фильма «формулу прорыва», позволившую СССР добиться головокружительных высот в различных сферах.
— Многие сегодня задаются вопросом, как противостоять западным попыткам международной дипломатической и технологической изоляции, с которыми сталкивается наша страна. Наш цикл фильмов старается найти ответ на этот вопрос в её прошлом. Есть параллели с днем сегодняшним: период первой пятилетки 1928−1932 годов и послевоенные десятилетия, когда дипломатическая и технологическая изоляция не смогла остановить стремительную индустриализацию набирающей силу молодой страны.
«СП»: Существует мнение, что советская индустриализация 1920-х—1930-х годов беспрецедентна в мировых масштабах. Можно ли сказать, что по итогам этих событий мы получили принципиально обновленную страну?
— В каждой стране процесс индустриализации проходил по-своему, но общие схемы все же были даже в разных политических формациях.
Так, творцы послевоенных пятилеток в Индии, в Корее и в других странах учитывали и релевантный опыт СССР. Ведь советская индустриализация действительно была одной из самых масштабных в мировой истории. Она привела к стремительному развитию промышленности, а также к улучшению жизни населения.
Это потребовало от страны и её граждан многих жертв. По итогам этого периода, после достижений и трагедий страна действительно претерпела значительные изменения и смогла в течение короткого времени из почти полностью разрушенной Гражданской войной территории стать одной из величайших держав, способных составить конкуренцию мировым лидерам.
«СП»: В годы Второй мировой войны США, Великобритания и многие другие западные государства были нашими союзниками. Вашингтон и Лондон пользовались борьбой СССР с Германией, чтобы устранить угрозу для себя лично. Но когда эта угроза исчезла, развернули против нас холодную войну.
— Оценка политики США и Великобритании в контексте Второй мировой войны и последующей холодной войны требует учета множества факторов и исторических контекстов. После победы над Германией интересы союзников стали расходиться, и началась новая эпоха конфронтации.
Некоторые историки утверждают, что действия западных союзников могли быть продиктованы страхом перед возможным восстановлением сил СССР и необходимостью ограничить его влияние в послевоенной Европе.
Можно сказать, что политика Запада в послевоенный период была результатом сочетания страха, недоверия и стремления к доминированию.
Холодная война стала отражением более сложных геополитических процессов, в которых играли роль не только угрозы, но и конкурентные интересы стран в новом постколониальном мире.
Наша задача как кинематографистов состояла не в том, чтобы показать, кто и чем пользовался, а в том, чтобы попробовать рассказать о прорывных социальных и иных технологиях с фокусом на то, как это повлияло на страну и, главное, что мы можем полезного из этого извлечь для дня сегодняшнего.
В каждой серии нашего фильма разобраться в этом нам помогают эксперты, среди которых министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, советник и спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству Игорь Левитин, министр по развитию Арктики Алексей Чекунков, генеральный директор «Роскосмос» Юрий Борисов, вице-президент РЖД Салман Бабаев и много других государственных деятелей, экономистов, историков и исследователей. Оценку политики оставим специалистам — историкам и международникам.
«СП»: Обращаясь к тематике вашего фильма, как СССР смог стать лидером в освоении мирного атома и космоса, несмотря на мощное давление со стороны Запада? И какие инфраструктурные проекты послевоенного времени внесли самый большой вклад в развитие страны?
— После Второй мировой войны советское руководство определило приоритетные направления, включая атомную энергетику и космические исследования.
Государство выделяло значительные ресурсы на эти проекты, что позволяло обеспечивать необходимое финансирование.
СССР обладал мощной системой образования и подготовки кадров, активно развивал научные исследования. Многие выдающиеся учёные, такие как Сергей Королёв в космонавтике и Игорь Туполев в авиации, внесли значительный вклад в эти области. Приоритетная поддержка науки позволила стране создать мощную научную базу.
В послевоенные годы СССР продолжил процесс индустриализации (как и раньше, это часто делалось за счет деревни), были заложены стройки новых заводов и научных учреждений. Это обеспечивало необходимую инфраструктуру для разработки новых технологий. Реализация крупных проектов, таких как разработка атомной бомбы и запуск «Спутника-1», требовала взаимодействия различных научных и производственных учреждений. Холодная война и идеологическая конкуренция с Западом стимулировали СССР активно развивать космическую программу и атомную энергетику. Успехи в этих областях становились среди прочего и средством укрепления статуса СССР на международной арене.
«СП»: Сегодня на Россию оказывается беспрецедентное давление, и советский опыт может быть нам очень полезен. Чего нам не хватает сегодня для совершения «прорывов», подобных советским?
— «Советские прорывы» раскрывают не только хронологию и механику таких побед, как освоение Арктики, первый полёт человека в космос, строительство ГЭС, БАМ и АЭС, но и подводит нас к самой «формуле прорыва» — ведь так важно применить её в настоящем.
Мы попытались вычленить из того времени «формулу» для наших современников, одну из возможных «точек сборки» российской нации — согласно модернистской теории Геллнера, формирование нации тесно связано с индустриализацией.
Но самое главное, на мой взгляд, что те прорывы стали возможны еще и потому, что в советском обществе всеми средствами создавалась атмосфера духовного подъема и созидательного энтузиазма. Надежды и ожидания помогали миллионам людей пережить тяжелейшие годы после Гражданской и Великой Отечественной. Иными словами, тогда, когда у наших соотечественников был образ будущего.