Литовские страхи: «Аврора» на Балтике, русские под Вильнюсом и крах Евросоюза
Почти две трети жителей Литвы считают, что ситуация в стране ухудшается. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Baltijos Tyrimai. С пессимизмом оценивают происходящее в стране 63% участников социсследования. Причем, их количество выросло на 4% всего за месяц. Оптимистов в республике осталось 34%.
Общая ситуация в экономике страны действительно не создает поводов для радости. По итогам 2023-го в республике упали валовой внутренний продукт, промышленное производство и экспорт. В первом полугодии 2024 года ВВП показал небольшой (2,1%) рост, однако эксперты считают его «дутым», так как остальные экономические показатели выглядят «не очень».
Так, промышленное производство в июне текущего года упало по сравнению с маем на 2,1%, заметно снизилось производство напитков, электрооборудования, нефтепродуктов.
Литовский экспорт в январе-августе 2024-го в годовом измерении обвалился на 6%, а импорт — на 7,5%. Больше всего упал экспорт наземных транспортных средств (на 27,9%), а также машин и механических устройств (на 13,8%). Прибалтика продолжает «ронять» высокотехнологичные отрасли производства, хотя, куда дальше, непонятно.
Литва вошла в первую «пятерку» в печальном европейском рейтинге стран с наибольшим количеством безработных. Состоянием на август текущего года постоянной работы не было у 7,9% населения республики. При этом, представителей отдельных профессий заманить на работу все равно не получается. Так, в литовской провинции катастрофически не хватает врачей. Причем, работают в медорганизациях преимущественно пожилые люди, которые уже привыкли к своему рабочему месту. Молодежь идти трудиться в больницы не желает — власть не предлагает ей адекватных заработков. В результате в лечебных учреждениях не хватает сотен специалистов. Люди жалуются на огромные очереди, а чиновники только разводят руками.
Литовские политики и эксперты говорят о рекордном росте цен в магазинах.
«Мы все это видим своими глазами: цены на некоторые товары, например, на хлеб, выросли аж на 50 процентов. Поэтому покупательная способность населения резко упала — если вы зашли в магазин с десятью евро, то можете купить все меньше и меньше», — заявила недавно депутат Сейма от оппозиции Раса Будбергите.
Каждый пятый обитатель Литвы — 20,6% населения — находится за чертой бедности. Чаще всего в такой ситуации оказываются пенсионеры и родители-одиночки. Однако не всегда концы с концами могут свести даже работающие люди.
«Обиднее всего — это бедность среди работающих людей. Когда человек тяжело и много работает, не жалея сил, и не может выжить на свою зарплату — это тот фактор, при котором, мне кажется, определенным группам мы, как государство, можем помочь. Люди хотят жить достойно, но в наше время не каждый может позволить себе такую роскошь», — говорит председатель Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене.
При этом 6,5% населения республики находятся в состоянии абсолютной бедности. По сравнению с 2022 году этот печальный показатель вырос на 2,7%.
Почти 2% «абсолютно бедных» — даже среди работающих. В сельской местности в состоянии абсолютной бедности находится примерно каждый двенадцатый.
Впрочем, по результатам соцопросов — все еще хуже. Если верить результатам исследования, проведенного Spinter tyrimai, 14,3% литовцев не хватает денег на еду, а 19,5% — на аренду жилья или коммунальные услуги.
По экономике Литвы был нанесен двойной удар: разрыв Вильнюсом экономических отношений с Россией и общий кризис в европейской зоне, схлопнувший рынок для прибалтийских товаров.
Впрочем, литовские власти все еще находят немалые деньги на нужды, далекие от решения социально-экономических проблем своих граждан и поддержки производства. Например, государственный совет по обороне республики недавно принял решение о выделении солидной суммы на поддержку киевского режима.
«Члены ГСО согласились, что ежегодная военная помощь Литвы для военных нужд и нужд безопасности [Киева] в ближайшие три года должна составлять не менее 0,25% от ВВП, или сколько бы это равнялось в сегодняшних цифрах — 190 млн евро в год», — цитирует агентство «Спутник» советника президента Литвы Кястутиса Будриса.
На собственные военные нужды власти республики сейчас направляют 2,7% ВВП. Для сравнения, Германия только в текущем году планирует выйти на отметку в 2%. Однако в Вильнюсе считают свои военные расходы недостаточными.
«Мое желание и действительно очень твердое желание состоит в том, чтобы мы не опускались ниже 3% и по возможности увеличивали бы долю ВВП ежегодно хотя бы до 3,5%», — заявил недавно президент Литвы Гитанас Науседа.
Впрочем, часть чиновников в республики мыслят еще более «прогрессивно».
«С моей точки зрения, цель, о которой следует говорить, должна по-прежнему составлять 4% ВВП на оборонные расходы… Это позволило бы нам не только сохранить то, что мы хотим, но и позволило бы начать думать о национальной программе Patriot — приобретении средств ПВО большой дальности», — считает министр обороны страны Лауринас Касчюнас.
У «великих людей» нет времени думать о таких «мелочах», как экспорт, промышленное производство или, тем более, уровень абсолютной бедности. «Великие люди» решают судьбу планеты. Тем временем эксперты, оценивают будущее экономики Литвы весьма пессимистично.
«Говоря об экономике Литвы, прежде всего, нужно осознать, что управляется она не из Вильнюса, а из Брюсселя», — пояснил в интервью корреспонденту «Свободной Прессы» главный научный сотрудник Института Европы РАН, доктор экономических наук Николай Межевич.
Поэтому, по его словам, делать прогнозы относительно будущего состояния экономики балтийского государства нужно в контексте общеевропейских процессов.
«Что происходит сегодня в ЕС? Даже многие еврооптимисты признают, что Союз прошел пик своего развития, а критически мыслящие эксперты говорят о начале периода его распада. Никаких лишних денег в ЕС нет. А это значит, что, в том числе, нет денег для Литвы.
Резко возросли военные расходы, миллиарды евро были выброшены на абсолютно бесполезную программу зеленой энергетики. Основной партнер — Соединенные Штаты — ведет по отношению к Европе недружественную экономическую политику. Вы приводите статистику, о том, что пессимистические настроения сейчас у двух третей литовцев. Но если бы жители республики владели информацией о реальном положении вещей в Европе, то этот процент был бы еще выше.
Самое печальное, что выборы ничего не изменят. Сейм Литвы уже давно превратился в закрытый законсервированный клуб, в котором расстановка сил ничего принципиально не решает. Общий курс в любом случае останется тем же. Интересы партий не имеют ничего общего с интересами избирателей. В стране продолжается деиндустриализация, кризис энергетики и разрушение сельского хозяйства. Изменить что-то может только радикальная смена власти — пусть без «Авроры» и захвата телеграфа, а с использованием современных технологий", — отметил Николай Межевич.