В Оружейной палате рассказали о трагедии памятника Александру II
Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится — он был снесен в 1918 году. Призванный сохранить память о царе-освободителе, монумент простоял недолго — 20 лет. Скульптурная версия Александра II была возведена в неправильное время, но тогда, в 1898 году, никто и подумать не мог, что царской власти настанет конец, причем так скоро.
Кажется, зачем посвящать памятнику целую выставку? Тем более что долго прожить долгую жизнь ему не было суждено. Но на то все же был ряд причин. Речь идет об уникальной скульптуре с любопытной историей создания.
Удивительно, но факт — в Москве до 1898 года не было ни одного памятника императору. Этот стал первым. За почти трехсотлетнюю историю правления династии Романовых (на тот момент) первопрестольная впервые удостоилась чести разместить на своих землях скульптуру царя, да не простого, а освободителя. Образ императора сильно отличался от всех памятников, которыми в то время можно было полюбоваться в Москве. То, каким будет скульптурное воплощение Александра II, определил его сын и наследник Александр III — «просто и священно». Так и было.
Москва имела все права для того, чтобы увековечить императора, ведь Александр II — единственный из всех российских монархов после Петра I, кто родился в Москве. Монумент возвели напротив малого Николаевского дворца, где появился на свет будущий реформатор — на кремлевском Боровицком холме. Его из-за этого прозвали «великим князем московским».
Еще один удивительный факт о памятнике: он был создан на народные средства, о чем сообщали на фризе галереи, которая окружала памятник, где значится, что это «доброхотное иждивение русского народа». А на памятной надписи на пьедестале значилось: «Императору Александру II любовию народа». Такой вот дореволюционный краудфандинг, задолго до появления интернета.
О других любопытных подробностях рассказывают через экспонаты, среди которых есть и премьеры. Впервые в свет вышел камень, на сторонах которого значится: «Из этого камня сложен памятник Цаpю Освободителю Госудаpю Импеpатоpу Александpу II 15 августа 1898 года». Любопытно, что прежде об этом предмете даже никакие сведения не публиковались.
Представлены также макеты памятника, которые участвовали в конкурсе, что позволяет гостям сделать свой собственный выбор фаворита — работы Александра фон Бока, Николая Монтандра, Владимира Шервуда.
Макетом-победителем стала работа Павла Жуковского, чей отец, прославленный поэт Василий Жуковский, был воспитателем будущего императора-освободителя. Нам остается только догадываться, случайное ли это совпадение.
Памятника нет, но многое из того, что сопровождало рождение и жизнь скульптуры, представлено на экспозиции. Материалы, связанные с процессом строительства монумента, любопытные артефакты типа коронационного мундира Александра II, памятная медаль в память сооружения памятника и другие предметы, которые в полной мере позволяют перенестись в Москву начала XX-го столетия и все же взглянуть на тот маленький, но значимый кусочек города, которого сегодня больше нет.
В 1918 году начался снос памятника, который продлился десять лет. В 1967 году на месте царя-освободителя установили статую Ленина, которой, впрочем, простояла там тоже чуть дольше 20-ти лет. А после распада СССР ее перенесли в «Горки Ленинские».