«Стекло» из Амстердама получило главный приз фестиваля в Перми и награду зрителей
Кадр из фильма «Стекло, моя несбывшаяся жизнь». Пресс-служба фестиваля
Как сказал его коллега, пермский документалист и худрук «Флаэртианы» Павел Печенкин, такому человеку и приз отдать не жалко. Рогир покорил аудиторию не только своей картиной, героем которой сам стал, но и разговором о жизни во время онлайн-общения с аудиторией. Сам он приехать в Пермь не смог, но после каждого сеанса выходил на связь с публикой.
Рогир записал два обращения, которые показали на церемонии закрытия после вручения двух наград. Он стоял на сшибающем с ног ветру у своего маленького домика, который на протяжении всего фильма пытался починить. Во втором ролике Капперс пытался укрыть от непогоды велосипед, на котором путешествует со своим самодельным стеклянным органом из винных бокалов. Зрители ждали, что он на нем сыграет, но дождь не позволил это сделать.
Людям всегда важно видеть хоть что-то жизнеутверждающее, а «Стекло, моя несбывшаяся жизнь» дает надежду и веру в себя. Дожив до 52 лет, будучи состоявшимся документалистом и сняв тридцать картин, Капперс испытал что-то вроде кризиса среднего возраста и создал стеклянный орган. Профессиональным уличным музыкантом не стал, но подарил себе и людям «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Фильм документальный и сделан открытым Флаэрти способом наблюдения, в данном случае за самим собой, но при этом обыденная жизнь превращается в нем в сказочную реальность.
Кадр из фильма «Против ветра». Пресс-служба фестиваля
«Серебряного Нанука» получила картина «Против ветра» Татьяны Соболевой о живущей в Ногайской степи дагестанской семье, где всем верховодит женщина и мать Гульфира. Ее сыновья мобилизованы в зону СВО, и она воспринимает это как данность и мужественно переносит разлуку. Один из них погибнет весной 2024 года, но пока никто об этом не знает. Каждый день бригада под руководством Гульфиры, ее семья еще в полном составе выходит в степь, упрямо втыкая в песок прутья, которые вскоре зазеленеют и преобразят безжизненную степь.
Кадр из фильма «Кикс». Пресс-служба фестиваля
Еще один «Серебряный Нанук» достался режиссерам из Венгрии Балинту Ревешу и Давиду Микулану, снимавшим на протяжении 12 лет взросление мальчика Саньи. Их картина «Кикс» сделана в копродукции с Францией и Хорватией. Это история о жизни простой рабочей семьи в непарадном Будапеште. Такое ощущение, что мы наблюдаем за окраинной, неблагополучной жизнью в российской провинции 90-х. С экрана Балинт Ревеш говорил о том, что у Венгрии и России общее прошлое в социалистическом лагере. Ребенок растет на улице, предоставленный сам себе. Не ведая страха, он несется на стритборде, на котором установлена детская лошадка, забирается в подвалы и трубы вместе с друзьями. А потом случится трагедия, которая приведет к гибели человека, и будет суд и сломанная жизнь.
Давид Микулан снимает кино с 12 лет. А израильскому режиссеру Ефиму Грабою, родившемуся в Казани, чья картина «Текстура лжи» удостоена упоминания жюри, родители подарили камеру в 14 лет. Очень часто у будущих кинематографистов все начинается с фиксирования событий жизни своей семьи.
Кадр из фильма «Лосенок». Пресс-служба фестиваля
В программе «Российская Флаэртиана» победил «Лосенок» Елены Копцевой. Это вторая ее картина, и награду «Малый Золотой Нанук» она получила в день рождения. На протяжении трех лет Елена снимала доярку Сумароковской лосиной фермы Катю, которая и роды принимает у лосих, и доит их, и кормит, и ловко управляется с подопечными. Они воспринимают ее как свою, не как мать-кормилицу, а как свое дитя, поскольку Катя первая, кого лосиха видит после появления на свет лосенка. В этот момент что-то смещается в ее сознании, тем более что новорожденного сразу отбирают.
Катя уже двадцать лет занимается своим делом. Ее постоянно снимают для телевидения. Она привыкла к камерам. Уверенности придает и работа с туристами, посещающими ферму. Но тут был совсем иной опыт, предполагавший глубокое погружение в ее личную жизнь. Своего сына Катя отправила в кадетский интернат, чтобы рос мужчиной. А ему там не нравится. Он хочет поскорее вернуться домой, но кто его послушает.
Кадр из фильма «Против ветра». Пресс-служба фестиваля
Оператор Марина Левашева — совсем еще молодая девушка — тоже вышла на сцену, когда вручали награду. Картину намеренно снимали девичьей командой. К чему такая установка? Елена Копцева решила показать материнство глазами женщин. Получилась жесткая и честная картина.